Филология
5.9.5. Русский язык. Языки народов России
![](/sites/default/files/img_profil/DOL_7025_2.jpg)
Факультет фундаментальных и гуманитарных дисциплин
Кафедра русского языка и литературы
Уровень образования
Форма обучения
Продолжительность обучения
Вступительные испытания
Бюджетные места в 2024 г.
Места по договору платных услуг в 2024 г.
Стоимость обучения
Краткая характеристика научной специальности
Основная цель направления подготовки аспирантуры 45.06.01 Языкознание и литературоведение – подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, способных к инновационной деятельности в сфере науки, образования, управления, техники, технологий и педагогики в области филологии, лингвистики и в смежных сферах гуманитарного знания.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются:
· языки (родной и иностранные) в их теоретическом, практическом, функциональном, прагматическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном, диалектологическом и сопоставительном аспектах;
· различные типы текстов в их историческом и теоретическом аспектах (например, отечественная и зарубежная художественная литература, публицистика, литературная критика, устное народное творчество, древнее письменное/рукописное наследие), созданные в различные эпохи, в том числе опубликованные в средствах массовой информации, в средствах электронной коммуникации, бытующие в формах устной речи;
· устная, письменная и мультимодальная (в том числе электронная) межличностная и массовая коммуникация во всех сферах человеческого общения;
лингвистические технологии, применяемые в разного рода информационных системах, специализированном программном обеспечении и электронных ресурсах в гуманитарной сфере.
![](/sites/default/files/styles/740x400/public/img_harakteristika_profil/DOL_7045_2.jpg?itok=4lkDzvWw)
Ведущие научные направления
- Исследование языковой системы как комплексного многоуровневого явления со своими внутренними закономерностями
- Изучение и описание функционирования русского языка в профессиональных сферах горно-геологического и нефтегазового профиля
- Исследование тенденций развития современного русского литературного языка в его жанровом и стилистическом многообразии
- Исследование основных научных проблем и дискуссионных вопросов изучения языковой системы в диахроническом и синхроническом аспектах
Основные компетенции выпускника
- Способность ориентироваться в современных научных подходах к изучению и описанию языка
- Умение отбирать языковой материал в соответствии с поставленными научными задачами
- Умение работать с лексикографическими источниками
- Способность адаптировать и обобщать результаты научных исследований для целей преподавания профильных дисциплин в образовательных организациях
![](/sites/default/files/styles/740_kh_817/public/img_naviki/DOL_7930_2_0.jpg?itok=vWxKSS3l)
Дополнительные возможности во время обучения
Участие в зарубежных стажировках с выступлением на международных конференциях на условиях конкурсного отбора;
Получение навыков работы с современным лабораторным оборудованием;
Посещение лекций приглашенных профессоров и зарубежных специалистов;
Использование спортивного комплекса и занятия в спортивных секциях.
Известные выпускники
![](/sites/default/files/styles/370x275/public/img_foto/vypusknik1.png?itok=TT4Hn9ss)
Мария
Станиславовна
Глушкова
Постдокторант
Университета г. Сан-Паулу (USP), Бразилия
В 2007 году закончила Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) по специальности Русский язык как иностранный, в 2009 году – магистратуру. С 2010 по 2013 г. – аспирант кафедры русского языка и литературы Санкт-Петербургского государственного горного института им Г.В. Плеханова (Технический университет). В 2013 году в Институте русского языка им. Пушкина (г. Москва) защитила кандидатскую диссертацию по специальности 10.02.01 Русский язык под руководством Д.А. Щукиной
С 2015 г. – постдокторант Университета г. Сан-Паулу (USP), Бразилия. Участник и лидер нескольких исследовательских групп и международных проектов в области распространения русского языка и гуманитарного знания.
![](/sites/default/files/styles/370x275/public/img_foto/vypusknik2.png?itok=1vdAF5T4)
Мария
Николаевна
Дмитриева
Доцент кафедры русского языка и литературы
Санкт-Петербургский горный университет
В 2010 году с отличием закончила Российский государственный университет им. А.И. Герцена, получив степень магистра. С 2010 по 2016 гг. работала старшим преподавателем в Санкт-Петербургском политехническом университете им. Петра Великого на кафедре русского языка как иностранного. В 2013 году поступила в аспирантуру Санкт-Петербургского горного университета на кафедру русского языка и литературы. С 2013 по 2016 год - аспирант. В 2016 году защитила кандидатскую диссертацию под руководством зав. каф., профессора Д.А. Щукиной по специальности 10.02.01-русский язык.
С 2016 по 2019 год – ассистент кафедры русского языка и литературы Горного университета.
С 2019 г. по настоящее время – доцент кафедры русского языка и литературы Санкт-Петербургского горного университета.
Темы наиболее значимых проектов
- Лингвокультурологический потенциал петербургской топонимии
- Устный полемический дискурс: особенности функционирования в научной сфере
- Семантика и ассоциативный потенциал наименований православных праздников в современном русском языке
- Паремии с компонентом «полезные ископаемые» в русском тезаурусе
- Структурно-семантические особенности нефтегазовых терминов в современном русском языке
- Лекция как жанр учебно-научного дискурса
Сотрудничество с партнерами
![• Университет Сан-Пауло, Бразилия (Научное сотрудничество, участие в международных конференциях)](/sites/default/files/styles/210x130/public/img_logo/Universitet%20San-Paolo.png?itok=MRdxx0Ye)
![• Лингвистический центр Автономного университета Барселоны (Servei de LlengüesUAB) г. Барселона (Научное сотрудничество по теме исследования научно-квалификационной работы, прохождение научной стажировки)](/sites/default/files/styles/210x130/public/img_logo/Univer%20v%20Barselone.jpg?itok=DX4HVEg1)
![• Санкт-Петербургский государственный университет (Научное сотрудничество, участие в международных конференциях)](/sites/default/files/styles/210x130/public/img_logo/SPbGU.png?itok=izxaven3)
![• РГПУ имени А.И. Герцена (Научное сотрудничество, участие в международных конференциях)](/sites/default/files/styles/210x130/public/img_logo/universitet%20gercena.png?itok=F7pdi3Jx)
История кафедры, открытия и достижения
Современная кафедра русского языка и литературы была создана в 1956 г. для обучения русскому языку иностранных студентов, аспирантов и стажеров Горного института. В настоящее время преподаватели кафедры обучают русскому языку иностранных учащихся из Ирака, Ирана, Йемена, Сирии, Ливана, Египта, Афганистана, Мозамбика, Анголы, Замбии, Зимбабве, Китая, Вьетнама, Узбекистана, Монголии и других стран. Базовый курс русского языка студенты осваивают на подготовительном отделении, а на 1-4 курсах углубляют и совершенствуют свои знания.
С 1990-х гг. сфера профессиональной деятельности кафедры расширилась. В настоящее время кафедра осуществляет подготовку студентов по следующим дисциплинам: «Культурология», «Русский язык и культура речи», «Культура русской научной и деловой речи», «Культура речи и деловое общение» (для студентов); «Иностранный язык (русский)», «Русский язык как иностранный специальный» (для иностранных студентов 1-4 курсов); «Деловой иностранный язык (русский)», «Профессионально-ориентированный русский язык» (для иностранных магистрантов); «Педагогика и психология высшей школы» (для аспирантов).
В 1998 г. на кафедре была открыта аспирантура по специальности 10.02.01 – Русский язык. В 2008-2020 гг. было защищено 12 кандидатских диссертаций, подготовленных на кафедре. Научные исследования аспирантов кафедры проводятся в области терминологии, лексикологии, лингвокультурологии, научного стиля речи, рекламы. Научное руководство аспирантами осуществляют проф. Д.А. Щукина и доц. О.Г. Згурская.
В 2005-2013 гг. на кафедре проводилось повышение квалификации научно-педагогических работников российских вузов по приоритетным направлениям, рекомендованным Федеральным агентством по образованию. За это время слушателями курсов стали более 700 человек.
С 2007 г. каждые два года кафедра проводит международную научно-методическую конференцию «Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе», в рамках которой обсуждаются вопросы, связанные с преподаванием в техническом вузе как речеведческих дисциплин в частности, так и курсов гуманитарного цикла в целом.
![](/sites/default/files/styles/600x/public/img_contact/_DSC3731_0.jpg?itok=CHQ8kM8C)