Траспортные системы
2.9.5. Эксплуатация автомобильного транспорта
Механико-машиностроительный факультет
Кафедра транспортно-технологических процессов и машин
Уровень образования
Форма обучения
Продолжительность обучения
Вступительные испытания
Бюджетные места в 2024 г.
Места по договору платных услуг в 2024 г.
Стоимость обучения
Краткая характеристика научной специальности
Эксплуатация автомобильного транспорта – комплексная область науки и техники, занимающаяся исследованием и совершенствованием технологии и организации перемещения пассажиров и грузов, процессами, обеспечивающими эти перемещения, их взаимодействием с природой и обществом. Эта область науки включает исследования эксплуатационных качеств автотранспортных и вспомогательных средств, процессов их эксплуатации, технического обслуживания, сервиса и ремонта и отличается тем, что содержит научные, технические и организационные разработки в области эффективного развития автомобильного транспорта, обеспечения его работоспособности, дорожной, экологической безопасности и ресурсосбережение. Значение решения научных и практических проблем данной специальности для экономики состоит в совершенствовании методов и средств перемещения пассажиров и грузов и процессов, их обеспечивающих, в целях повышения эффективности транспортного обслуживания и минимизации затрат ресурсов и потерь, связанных с ними.
Ведущие научные направления
- Совершенствование технической эксплуатации подвижного состава автомобильной техники в условиях рыночных отношений
- Развитие методологического обеспечения систем планирования и управления перевозками
- Разработка систем автоматизации контроля и безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте в условиях эволюции крупных городов
Основные компетенции выпускника
- Владение методологией теоретических и экспериментальных исследований в сфере техники и технологий наземного транспорта
- Владение культурой научного исследования в сфере техники и технологий наземного транспорта, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий
- Способность к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в сфере техники и технологий наземного транспорта, с учетом правил соблюдения авторских прав
- Способность работать в составе коллектива и организовывать его работу, в том числе многонационального, над междисциплинарными, инновационными проектами, оценивать результаты деятельности коллектива, вносить соответствующие коррективы в распределении работы среди членов коллектива
Дополнительные возможности во время обучения
- Участие в зарубежных стажировках с выступлением на международных конференциях на условиях конкурсного отбора;
- Получение навыков работы с современными программными комплексами и лабораторным оборудованием;
- Посещение лекций приглашенных профессоров и зарубежных специалистов.
Известные выпускники
Владимир
Анатольевич
Яковлев
Профессор кафедры городского хозяйства
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета
Родился 25 ноября 1944, г. Олекминске Якутской АССР. В 1974 году закончил Северо-Западный заочный политехнический институт. Кандидат экономических наук, Заслуженный строитель России. В 1993 - председатель комитета по городскому хозяйству и заместитель мэра, в 1994 - 1-й заместитель мэра, 2 июня 1996 был избран губернатором Санкт-Петербурга, 14 мая 2000 был вновь избран губернатором Санкт-Петербурга, 28 апреля 2009 года избран президентом Российского союза строителей (РСС). В 2012 году решением IX съезда Российского Союза строителей повторно избран президентом РСС. Имеет государственные награды.
Виктор
Николаевич
Кирьянов
Президент
Российской автомобильной федерации
Родился 29 декабря 1952, г. Тихвин Ленинградской области. В 1983 году закончил Северо-Западный заочный политехнический институт. Кандидат юридических наук, Заслуженный работник транспорта Российской Федерации, Почетный гражданин города Тихвин Ленинградской области, награждён Почётной грамотой Президента Российской Федерации. С 2000 - 2001 годы - Начальник УГИБДД ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. С октября 2001 года - март 2003 года - Заместитель начальника Главного управления ГИБДД МВД РФ. С 2003 года - 2004 год - Заместитель начальника Службы общественной безопасности МВД РФ. С 2004 года - январь 2011 года - Начальник ДОБДД МВД РФ. С 31 января 2011 года - 11 декабря 2015 года - Заместитель министра внутренних дел по безопасности на транспорте. В настоящее время - Президент Российской автомобильной федерации.
Темы наиболее значимых проектов
- Оптимизация оперативного планирования междугородных грузовых автомобильных перевозок
- Метод обоснования требований к рациональной структуре парка автомобилей-такси в крупных городах
- Управление возрастной структурой парка с учетом рационального срока службы автобусов
- Оптимизация автобусного парка при переходе на эксплуатацию автобусов одной модели
- Методика реконструкции ДТП по параметрам торможения автомобилей, оснащенных адаптивными тормозными свойствами
Сотрудничество с партнерами
История кафедры, открытия и достижения
1938 год – в Ленинградском горном институте образована кафедра «Рудничного транспорта».
1948 год – начата подготовка специалистов автотранспортного направления в Центральном отраслевом заочном механическом ВТУЗе, ставшим в 1957 году Северо-Западным заочным политехническим институтом (СЗПИ), а в 2000 году Северо-Западным государственным заочным техническим университетом (СЗТУ).
2011 год – СЗТУ присоединён к Санкт-Петербургскому государственному горному университету.
2015 год – в результате объединения кафедры организации перевозок и безопасности движения с кафедрой «Автомобили и автомобильное хозяйство» сформирована кафедра транспортно-технологических процессов и машин.
2020 год – произошло объединение кафедры транспортно-технологических процессов машин и кафедры горных транспортных машин. Деятельность кафедры направлена на решение актуальных проблем в повышении эффективности планирования, управления, эксплуатации автомобильного транспорта с учетом глобализации экономических и экологических проблем, а также в соответствии с концепцией «умный» город. Кафедра плодотворно сотрудничает со странами СНГ и дальнего зарубежья (Куба, Ангола, Польша, Монголия, Вьетнам). К настоящему времени в рамках научной школы сформированы основные направления исследовательских работ:
■ управление возрастной и марочной структурой парка автомобилей,
■ автоматизация оперативного управления автомобильными перевозками,
■ математическое моделирование транспортных процессов,
■ обеспечение экологической и дорожной безопасности автотранспортного комплекса,
■ совершенствование методов автодорожной и экологической экспертизы,
■ эксплуатационная надежность автотранспортных средств,
■ закономерности изменения технического состояния автомобилей,
■ методы диагностики технического состояния автотранспортных средств,
■ создание транспортных машин и транспортных систем, адаптированных к сложным горно-геологическим условиям для добычи минерального сырья,
■ разработка и обоснование энергоэффективных режимов эксплуатации транспортных систем на предприятиях горной промышленности,
■ разработка технических средств, для добычи железомарганцевых конкреций с морского дна,
■ мониторинг и диагностика технического состояния машин и механизмов транспортных систем горного производства,
■ гидравлический транспорт продуктов переработки минерального сырья при высоких концентрациях твердой фазы в потоке гидросмеси.