Науки о Земле
1.6.9. Геофизика
Геологоразведочный факультет
Кафедра геофизики
Уровень образования
Форма обучения
Продолжительность обучения
Вступительные испытания
Бюджетные места в 2024 г.
Места по договору платных услуг в 2024 г.
Стоимость обучения
Краткая характеристика научной специальности
Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых – наука о твердой Земле в целом и отдельных ее частях (блоков, оболочек и т.п.) как физических объектах и использовании физических методов для изучения структуры, вещества, эволюции и современной динамики недр Земли, в том числе в прикладных целях.
Практическое значение решения научных проблем данной специальности состоит в создании новых и совершенствовании существующих теорий и методик измерения физических полей, способов обработки и геологической интерпретации результатов измерений, технологий применения и аппаратуры полевых геофизических методов, геофизических методов исследования скважин, лабораторных методов изучения горных пород с целью воспроизводства минерально-сырьевой базы посредством поиска полезных ископаемых, достоверной оценки их запасов, геологического обоснования оптимального освоения месторождений с учетом условий и требований рационального недропользования.
Ведущие научные направления
- Кафедрой геофизики реализуются следующие ведущие научные направления:
- Трехмерное геолого-геофизическое моделирование геоструктур и оценка их минерагенического
- Нефтегазовая сейсморазведка
- Инженерно-геофизические и археологические исследования (сейсморазведка, электроразведка, георадиолокационное зондирование)
- Рудное направление геофизических исследований (методы потенциальных полей – гравиразведка и магниторазведка)
Основные компетенции выпускника
- Умение осуществлять научно-исследовательскую деятельность (способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий. Владеть навыками научной организации труда. Иметь опыт составления научной (отчеты, статьи, рецензии и др.) и деловой (бланки, деловые письма, финансовые документы) документации)
- Умение осуществлять преподавательскую деятельность по основным образовательным программам осваиваемой научной специальности (готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования осваиваемой научной специальности)
- Умение отслеживать тенденции и направления развития инновационных технологий геологической разведки и способность их адаптации в различных горно-геологических и технических условиях (знать и уметь использовать современные методики проведения полевых съемок, обработки и геологической интерпретации геофизических данных, технологии их систематизации (в т.ч геоинформационные системы – ГИС) и трехмерной (3D) визуализации. Иметь навыки адаптации стандартных пакетов программ под решаемые геологоразведочные задачи)
- Способность проведения наукоемких разработок в области создания новых технологий геологической разведки (уметь критически оценивать содержание статей, научных отчетов и другой специализированной информации. Владеть навыками сбора, обобщения и систематизации разнородных данных в сфере природопользования и проведения научных исследований, направленных на создание инновационных технологий, аппаратурных комплексов и разнотипных моделей изучаемой геологической среды)
- Умение адаптировать и развивать инновационные технологии геологической разведки (владеть навыками совершенствования, модификации и дальнейшего развития инновационных технологий геологической разведки, в том числе путем разработки вспомогательных модулей на основе высокой подготовки по теоретическим, методическим и алгоритмическим основам создания новейших технологических процессов)
- Умение выполнять комплексную обработку и интерпретацию геолого-геофизических данных объектов геолого-съемочных и прогнозно-поисковых исследований на различные типы полезных ископаемых (умение выполнять комплексную обработку и интерпретацию фактических геолого-геофизических данных объектов геолого-съемочных и прогнозно-поисковых исследований на различные типы рудных, нерудных и нефтегазовых полезных ископаемых с учетом мирового опыта и обосновывать предложенные решения на высоком научно-техническом и профессиональном уровне)
- Уметь оценивать информативность геофизических методов исследований и обосновывать оптимальную методологию комплексирования геофизических методов в поисково-разведочных работах на разные типы полезных ископаемых (знать происхождение и сущность разнообразных физических неоднородностей недр Земли, сопутствующих месторождениям полезных ископаемых. Уметь оценивать информативность геофизических методов и обосновывать оптимальную методологию комплексирования геофизических методов разведки, способных выявить разнообразные и разномасштабные физические неоднородности, сопутствующие рудным, нерудным и нефтегазовым месторождениям)
Дополнительные возможности во время обучения
Дополнительные партнерские программы реализуются в Санкт- Петербургском горном университете в рамках соглашений с ведущими мировыми университетами и компаниями. Аспиранты имеют возможность участия по следующим направлениям:
Научно-исследовательская стажировка по программе немецкой службы академического обмена DAAD в ТУ «Фрайбергская горная академия» (Германия)
Всемирный конкурс докладов молодых ученых в Лондоне (IOM3, Великобритания)
Аспиранты Санкт-Петербургского горного университета имеют возможность прохождения обучения по программе двойного диплома в Германии и Финляндии
Аспиранты Санкт-Петербургского горного университета имеют возможность прохождения краткосрочных стажировок в Германии, Польше, Чехии, Финляндия, Япония
Обучающиеся Санкт-Петербургского горного университета имеют возможность участия в летних школах в Германии, Австрии, Китае
Известные выпускники
Алексей
Николаевич
Марков
Профессор
Центр полярных исследований в университете Цзилинь (Китай)
Алексей Николаевич Марков с отличием окончил Ленинградский горный институт по специальности горный инженер-геофизик в 1986 году.
С 1986 по 1992 год работал инженером отдела антарктических исследований Санкт-Петербургского государственного горного института. До 2010 года был ведущим инженером по материально-техническому обеспечению центра оперативного управления Российской антарктической экспедицией.
С декабря 2011 года работает профессором центра полярных исследований в университете Цзилинь, Китай. В 2010 году защитил кандидатскую диссертацию в Санкт-Петербургском государственном горном институте. Имеет более чем 20-летний опыт работы в области каротажа скважин в арктических и антарктических ледниках. Основные научные исследования касаются динамики антарктического ледяного покрова. А.Н. Марков открыл явление слоистого течения ледяных масс ледяного щита в восточной Антарктиде (научное открытие «Явление послойного течения масс льда ледникового покрова Антарктиды» (Диплом № 472), регистрационный № 601 от 2 декабря 2014 г.
Олег
Евгеньевич
Смирнов
заведующий сектором обработки и интерпретации сейсмических данных отдела морской сейсморазведки
ФГБУ «ВНИИОкеангеология»
Олег Евгеньевич Смирнов окончил Санкт-Петербургский горный институт (технический университет) в 2010 году по специальности геофизика.
Сразу после окончания ВУЗа он поступил на работу в ФГБУ «ВНИИОкеангеология», где прошёл путь от инженера до заведующего сектором. Тогда же он начал вести активную научную деятельность в качестве аспиранта Горного университета, в 2013 году ему была присвоена научная степень кандидата геолого-минералогических наук.
В летний период Олег Евгеньевич неоднократно принимал участие в морских полевых работах в арктическом регионе на различных научно-исследовательских судах. Результаты работ, проводимых в секторе, которым руководит О.Е. Смирнов, используются для усиления доказательной базы российского Представления Российской Федерации в Северном Ледовитом океане в комиссию по границам континентального шельфа. Его основные научные исследования связаны с изучением регоинальной геологии и тектоники Арктического бассейна по геофизическим данным.
Темы наиболее значимых проектов
- Глубинное строение земной коры района котловины Подводников по данным комплексных геолого-геофизических исследований
- Поиски коренной платиноидной минерализации путем изучения естественных электрических полей и ореолов рассеяния подвижных форм нахождения химических элементов
- Особенности глубинного строения Байкало-Становой региональной сдвиговой зоны по результатам комплексной интерпретации геолого-геофизических данных
- Применение геофизических методов исследований при поисках и разведке подземных вод в пустыне Западная Сахара
История кафедры, открытия и достижения
Начало существования кафедры можно датировать 1922 г, когда профессором Петроградского горного института, выдающимся ученым и крупным общественным деятелем В.И. Бауманом впервые был прочитан курс магнитометрии, затем Л.Н. Богоявленским впервые прочитан курс радиометрии. В 1928 г появилась специальность «Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых». Из числа студентов ускоренным методом были подготовлены инженеры-геофизики и в 1930 г состоялся первый выпуск студентов по специальности «Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых».
История преподавания геофизики в Горном университете неразрывно связана с историей развития геофизики в СССР и позднее – в Российской Федерации. Из выпускников Горного университета примерно каждый десятый стал кандидатом, а каждый сотый – доктором наук. Ученые-геофизики Горного института внесли неоценимый вклад в развитие теоретических основ методов разведочной геофизики и технологий их практического применения при решении широкого круга геологических задач. Превосходное фундаментальное образование, полученное в Горном институте, позволило многим нашим выпускникам стать руководителями на производстве, в республиканских министерствах геологии, научно-исследовательских институтах, геологических управлениях и крупных геофизических экспедициях, открывателями новых месторождений, лауреатами государственных премий, а также известными поэтами, писателями, художниками.